Исследовательская группа «Петромаркет» – независимая частная информационная и консалтинговая компания.

Наша специализация – исследования нефтегазовых рынков России и стран СНГ.

Компания основана в 2002 году.



Основные проекты

  • Разработка маркетинговых разделов ТЭО реконструкции НПЗ в России и Казахстане

    Компания ИГ «Петромаркет» как субподрядчик выполняла исследования рынков при разработке ТЭО проектов реконструкции ряда крупных НПЗ России и Казахстана. Подрядчиками в этих проектах выступали известные российские и зарубежные проектные или консалтинговые компании. В каждом случае техническое задание предполагало выделение целевых рынков для продукции реконструируемых НПЗ и их маркетинговый анализ. Для каждого целевого рынка исследовались соотношение спроса и предложения, состояние инфраструктуры и конкурентной среды. Выполнялся прогноз развития целевых рынков на перспективу 10-20 лет. Для реконструируемых НПЗ оценивались потенциальные объемы продаж нефтепродуктов и цен реализации на внутреннем рынке. Кроме того, рассматривались экспортные возможности предприятий с выделением наиболее перспективных направлений и оценкой возможного объема и экономики поставок на внешний рынок в прогнозном периоде.

  • Прогнозирование спроса на нефтяные топлива в РФ по заказу Минэнерго РФ

    Первая работа выполнена в 2011 г. в связи с введением Технического регламента, устанавливающего требования к нефтяным топливам. Прогнозный период охватывал 2011-2015 гг. Прогнозировался спрос на рынках автобензина, дизельного топлива, авиационного керосина и топочного мазута. Спрос на автобензин и дизтопливо анализировался в разбиении по экологическим классам топлива. Оценивалась способность российских НПЗ обеспечить в перспективе потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах с требуемыми экологическими характеристиками.

    Вторая работа выполнена в конце 2014 г. в связи с неблагоприятным изменением внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Были подготовлены кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы спроса на автобензин, дизельное топливо и авиакеросин на федеральном и региональном уровнях. Прогнозы были выполнены по двум макроэкономическим сценариям, включая сценарий рецессии в 2015-2016 гг., который на момент выполнения работы представлялся наиболее вероятным. Было проанализировано влияние экономического спада на потребности экономики РФ в нефтяных топливах.

    Начиная с 2015 года, ИГ «Петромаркет» выполняет долгосрочные прогнозы спроса на нефтепродукты для Министерства энергетики России на регулярной основе.

  • Маркетинговый анализ инвестиционных проектов в нефтепереработке

    Услуги предоставлялись компаниям, намеревавшимся либо модернизировать принадлежащие им нефтеперерабатывающие мощности, либо приобрести нефтеперерабатывающее предприятие с привлечением заемных средств. Проекты критически анализировались с точки зрения маркетингового планирования. С этой целью в рамках определенных макроэкономических, налоговых и технологических сценарных условий, согласованных с предполагаемым кредитором, выполнялись прогнозы базовых маркетинговых показателей (объемы поставок нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки, цены на перерабатываемое сырье и реализуемую продукцию, крэк-спреды, маржа переработки). Полученные прогнозы сопоставлялись с аналогичными оценками заказчика и делались выводы в отношении применимости этих оценок при финансовом моделировании инвестиционного проекта.

  • Маркетинговые исследования рынков углеводородного сырья и нефтепродуктов в Российской Федерации

    Исследования неоднократно выполнялись по заказу различных российских и зарубежных компаний. Спектр сырья и продуктов: нефть, газовый конденсат, попутный нефтяной газ, СУГ, нафта, автобензин (отдельно – рынок высокооктановых добавок), дизельное топливо, авиакеросин, тяжелое и дистиллятное бункерное топливо, топочный мазут, нефтяной кокс. Каждое исследование содержало ретроспективный анализ и прогноз спроса, предложения и цен. Выделялись и анализировались основные факторы, под влиянием которых происходило в прошлом и/или будет происходить в будущем развитие рынка: макроэкономические, социальные, политические, налоговые, технологические, инфраструктурные и т.д. Спрос на нефтепродукты анализировался и прогнозировался в разбивке по регионам, потребляющим отраслям и/или крупным потребителям. В частности, при прогнозировании спроса на автобензин и дизельное топливо использовались оригинальные модели развития автопарка. Прогноз добычи нефти и газового конденсата выполнялся в разбивке по основным нефтегазодобывающим регионам, а прогноз объемов переработки нефти и выпуска нефтепродуктов - в разбивке по НПЗ с учетом перспектив развития каждого из них. При проведении исследования учитывались специфические интересы и требования конкретного заказчика.

  • Маркетинговые исследования рынков углеводородного сырья и нефтепродуктов в странах СНГ

    Исследования выполнялись по заказу ведущих российских нефтяных компаний. Спектр сырья и продуктов: нефтяное сырье, автобензин, дизельное топливо, топочный мазут, авиакеросин, СУГ. Исследования содержали краткий обзор региональных особенностей той или иной страны, имеющих значение для функционирования нефтяного рынка (география, административное деление, экономика, законодательство, инфраструктура). Выделялись и анализировались основные факторы, под влиянием которых происходило в прошлом и/или будет происходить в будущем развитие рынка. Выполнялись ретроспективный анализ и прогноз спроса, предложения и цен на нефть и нефтепродукты. Специально анализировались рыночные перспективы продукции российских производителей. В каждом исследовании учитывались специфические интересы и требования конкретного заказчика.

  • Разработка системы средне- и долгосрочного прогнозирования спроса на нефтепродукты в РФ (федеральный и региональный уровни)

    Система разработана совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) по заказу одной из ведущих нефтяных компаний РФ. Горизонт прогнозирования – от 3 до 10-15 лет. В настоящий момент система охватывает рынки автобензина и дизтоплива. География рынков - РФ в целом и более 40 субъектов Федерации.
    Система базируется на математических моделях, устанавливающих зависимость спроса на моторные топлива от динамики макроэкономических и демографических факторов и учитывающих эффекты изменения топливной эффективности потребляющей техники. Прогнозы спроса фактически встроены в бизнес-процессы заказчика и обновляются не менее двух раз в год.

  • Оценка перспектив развития системы нефтепродуктопроводов в РФ

    Работа выполнена по заказу крупной транспортной компании. Оценивались ожидаемые товарные потоки автомобильного бензина, дизельного топлива и авиационного керосина с каждого российского НПЗ на региональные рынки РФ и в экспортных направлениях, а также возможное распределение потоков между различными видами транспорта. Во внимание принимались такие факторы, как ожидаемая загрузка НПЗ сырьем, изменение выхода светлых нефтепродуктов по мере реализации планов модернизации НПЗ, конкуренция между нефтеперерабатывающими предприятиями на внутреннем рынке, конкуренция между железнодорожным и трубопроводным транспортом. Оценивалась чувствительность прогноза к изменению основных параметров сценарных условий – цен на нефть Urals и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

  • Разработка маркетинговых паспортов региональных нефтепродуктовых рынков в Российской Федерации

    Проекты по подготовке маркетинговых паспортов применительно к рынкам крупнотоннажных нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, топочный мазут, авиакеросин) выполнялись по заказу нескольких ведущих российских нефтяных компаний. Каждый маркетинговый паспорт описывает конъюнктуру рынка отдельного субъекта Федерации. В самом общем случае маркетинговый паспорт содержит: характеристику природно-климатических и экономических особенностей региона; описание транспортной и сбытовой (нефтебазы, АЗС) инфраструктуры; оценку емкости регионального рынка нефтепродуктов; оценку состояния конкурентной среды на оптовом, мелкооптовом и розничном региональных рынках; характеристику основных операторов мелкооптового и розничного рынка с указанием основных производственных активов, которыми они располагают. Некоторые проекты предполагали ежегодное обновление (актуализацию) маркетинговых паспортов. Сами паспорта могут поддерживаться в бумажном и/или электронном виде. В последнем случае доступ к данным и их визуализация осуществляются с помощью специальной информационной системы, разработанной ИГ «Петромаркет».

  • Исследования конкурентной среды и ценообразования на рынках основных нефтепродуктов в Российской Федерации

    Наиболее масштабное исследование было инициировано одной из ведущих российских нефтяных компаний в процессе ее судебной тяжбы с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ в связи с обвинением в злоупотреблении доминирующим положением и необоснованном завышении цен на российском рынке. Компания ИГ «Петромаркет» была привлечена с целью проведения независимой экспертизы ряда выводов ФАС. В частности, оценивалась обоснованность заключений ФАС в отношении определения географических границ рынков, взаимозаменяемости продуктов, рыночной концентрации, барьеров входа на рынок новых участников и некоторых других позиций. Были выделены факторы, определяющие движение оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, построены математические модели ценообразования и проведен анализ отклонений фактических цен от «нормальной» рыночной динамики. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что претензии ФАС к заказчику могут считаться обоснованными только частично. Кроме этого исследования, были выполнены экспертизы различных инициатив ФАС по регулированию цен на внутреннем рынке по заказу других компаний. Результатом этих экспертиз стали заключения в отношении возможных экономических последствий реализации указанных инициатив для участников рынка.