09
Июл.2020
Рынку подольют бензина / Нефтекомпании заставят продавать больше топлива на бирже
09 Июл.2020
Обязательные нормативы для нефтекомпаний по продаже топлива на бирже будут увеличены. Но, по данным “Ъ”, ФАС и Минэнерго пока не достигли согласия в том, насколько они вырастут. ФАС настаивает на росте доли биржевых продаж бензина с нынешних 10% до 15% от производства, а Минэнерго согласно только на 11%. Тем временем цена бензина на бирже, непрерывно повышавшаяся с мая, уже демонстрирует признаки стабилизации.
ФАС и Минэнерго принципиально согласовали позицию по увеличению нормативов биржевых продаж топлива, рассказали источники “Ъ” в отрасли. Но пока не достигнута договоренность о том, насколько они вырастут. Так, по мнению ФАС, нефтекомпании должны в 1,5 раза увеличить обязательные продажи на бирже СПбМТСБ — до 15% от производства для бензина и 9% для дизтоплива. Минэнерго же выступает за более осторожный вариант: 11% по бензину и 7% по дизтопливу. В ФАС и Минэнерго отказались от комментариев.
Согласно действующему совместному приказу ФАС и Минэнерго, крупные нефтекомпании, занимающие доминирующее положение на рынке — «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть»,— должны продавать на бирже 10% от выпуска бензина и 6% от производства дизтоплива, а также авиакеросин и мазут в соответствующих долях. Если компании не исполняют это обязательство, ФАС может признать их виновными в нарушении конкуренции. На практике этот норматив воспринимается независимыми игроками рынка в качестве гарантии того, что они смогут иметь доступ к товару крупнейших нефтекомпаний, даже не имея с ними долгосрочного контракта или в условиях дефицита топлива.
Так, у «Газпром нефти» и особенно у ЛУКОЙЛа может не хватить для этого топлива, поскольку у них весьма крупные собственные сети АЗС. ЛУКОЙЛ изначально развивал розничный бизнес в России таким образом, чтобы подавляющую часть своего топлива продавать через собственные заправки. Увеличение норматива приведет к тому, что компании будет сложно это реализовать и, возможно, ей придется самой покупать топливо на бирже. Подобную практику ФАС считает крайне нежелательной, поскольку в периоды дефицита на рынке она приводит к быстрому росту биржевых цен. У «Роснефти» такой проблемы нет, и компания традиционно продает на бирже более 20% произведенных нефтепродуктов.
Вопрос повышения норматива биржевых продаж всегда приобретает особую актуальность в ситуации роста биржевых цен. Так, в начале июля цены на бирже почти каждый день ставили новые рекорды, и стоимость бензина АИ-95 доходила до 60 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 — до 51 тыс. руб. за тонну. 8 июля топливо начало дешеветь: стоимость АИ-92 и АИ-95 опустилась на 0,9% и 1,7%, до 50,3 тыс. руб. за тонну и 57,7 тыс. руб. за тонну соответственно.
По его мнению, важным требованием было бы, чтобы компании, не занимающие доминирующего положения на рынке, такие как ТАИФ, «Танеко», «Фортеинвест», Антипинский НПЗ, наряду с крупными нефтекомпаниями также выполняли нормативы продаж. Он также отмечает, что ситуация с ценами на бензин по мере увеличения производства на НПЗ после просадки в июне стабилизуется: «Необходимо еще добавить 20% по АИ-92».ели наблюдается снижение цен на топливо, пока оно несущественно, отмечает аналитик, и в среднем по стране не превышает 10 коп. на литр.
По словам главы «Петромаркета» Ивана Хомутова, рост отпускных цен НПЗ на бензин в РФ, который наблюдался в мае и июне этого года, был связан с двумя факторами: первый — рост мировых цен на нефть и, как следствие, цен на бензин в Европе, второй фактор — это убыточность НПЗ в мае—июне из-за низких экспортных цен. Это подталкивало компании к увеличению стоимости моторных топлив на внутреннем рынке — в частности, бензина, чтобы хоть как-то снизить свои убытки, отмечает он. По оценкам господина Хомутова, в июле российские НПЗ наконец начали генерировать прибыль в основном за счет снижения стоимости перерабатываемой нефти из-за роста экспортной пошлины с $8,3 на тонну в июне до $37,8 в июле. Кроме того, резко упал размер демпферной составляющей, которую НПЗ должны платить в бюджет. Это, полагает эксперт, дает надежду на то, что рост оптовых цен на бензин остановится.