16
Май.2024
Оптовые цены газомоторного топлива в России упали до минимума более чем за год. Санкции создали профицит на рынке, поэтому оно дешевеет даже в сезон высокого спроса.
16 Май.2024
Оптовые цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ; смесь пропана и бутана), использующиеся преимущественно в качестве моторного топлива, в России достигли минимума более чем за год. Это следует из данных торгов на бирже СПбМТСБ, которые проанализировали «Ведомости».
Стоимость 1 т СУГ на Урале и в Сибири (наиболее ликвидный биржевой индекс) 14 мая опускалась до 8755 руб., что на 11,5% меньше, чем днем ранее. Это минимальная цена с апреля прошлого года. С начала 2024 г. котировки снизились более чем вдвое. В европейской части страны СУГ 14 мая стоили 13 716 руб./т (-63% с начала года). 15 мая цена на СУГ на Урале и в Сибири немного скорректировалась вверх – до 9699 руб./т, но в европейской части топливо продолжало дешеветь, достигнув уровня 13 610 руб./т.
Цены на СУГ на российском рынке снижаются с ноября 2023 г. В ноябре они находились на двухлетнем максимуме, превышая 33 000 руб./т, но уже к началу января снизились до 21 876 руб./т. Зимой и весной этого года цены на СУГ на бирже продолжили уменьшаться.
На российском рынке СУГ в этом году сложилась нетипичная ситуация: снижение цен на них продолжается, несмотря на начало весенних ремонтов на НПЗ и сезона повышенного спроса на топливо. По данным источника «Ведомостей», знакомого с графиком проведения ремонтных работ, в мае работы, в частности, запланированы на Волгоградском НПЗ «Лукойла», Тюменском (Антипинском) НПЗ, а также на Астраханском ГПЗ «Газпрома».
В России СУГ используются в качестве моторного топлива и как сырье для нефтегазохимии. При этом с мая начинается сезон повышенного спроса на автомобильное топливо, в том числе на газ, связанный с открытием дачного и туристического сезона. Биржевые цены, как правило, растут начиная с апреля.
Старший консультант исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева напоминает, что владельцы нефтебаз и автозаправочных станций готовятся к сезону повышенного спроса заранее, в результате, как правило, весной начинает расти потребность в топливе в мелкооптовом звене, вслед за этим цены поднимают оптовики. Но в этом году аналитики фиксируют противоположный тренд – на снижение цен. Зубачева допускает, что предприятия мелкого опта к апрелю сделали существенные запасы газомоторного топлива.
Но главная причина, по ее словам, другая – это снижение экспорта СУГ из России в этом году на фоне ужесточения антироссийских санкций. Того же мнения придерживается управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
В декабре 2023 г. Евросоюз (ЕС) в рамках 12-го пакета антироссийских санкций запретил импорт СУГ из России. Санкции вступили в силу 19 декабря, но предусматривают переходный период в один год. До конца 2024 г. разрешены поставки по долгосрочным контрактам, заключенным до объявления санкций. До этого ЕС не вводил каких-либо ограничений на поставки газомоторного топлива из России, но некоторые европейские страны уже начали самостоятельно сокращать закупки в 2022 и 2023 гг.
Напомним, в 2023 г. экспорт СУГ из России, по данным «Петромаркета», увеличился на 3,4% к уровню 2022 г. до 3,58 млн т. Доля Европы (без учета Турции) в поставках за рубеж в прошлом году составила 65%, крупнейшим покупателем была Польша.
Зубачева поясняет, что в этом году на фоне санкций снижаются поставки СУГ в западном направлении. По данным «Петромаркета», объемы перевалки в порту Усть-Луга в I квартале 2024 г. снизились относительно показателя соответствующего периода прошлого года почти вдвое. Поставки в Польшу и страны Балтии также снижаются, хотя и не так быстро (-12% год к году), добавляет она. Поэтому производители, по словам Зубачевой, постепенно перенаправляют экспортные объемы на внутренний рынок.
Гришунин добавляет, что при поставках российских СУГ в Китай отмечаются значительные дисконты к рыночным ценам. При этом производство СУГ в России, по данным НРА, пока не снижается и даже демонстрирует небольшой рост. Профицит бензина на внутреннем рынке после запрета его экспорта также не способствует росту спроса на СУГ со стороны автовладельцев, отмечает Гришунин.
Среднесуточная реализация СУГ на СПбМТСБ за прошедшие в мае семь торговых дней оказалась на 28% выше, чем за семь первых дней мая 2023 г. Несмотря на сезонный рост спроса, избыток объемов не дает ценам вырасти, заключает Зубачева.
В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» подтвердили, что с начала этого года на российском рынке сложился устойчивый профицит СУГ, это и приводит к снижению биржевых цен. В министерстве добавили, что плановые ремонты на НПЗ пока не оказывают существенного влияния на рынок СУГ.
Представитель ФАС сообщил, что перед началом периода высокого спроса регуляторами были предприняты «превентивные меры по нивелированию негативных ценовых эффектов для потребителей». К таким мерам относится перевод топлива в третью очередь поставок по железной дороге, что ускорило его доставку. В связи с этим на внутренний рынок поступили дополнительные объемы СУГ, отметил он.
Ранее продолжительное снижение цен на СУГ в России из-за сложностей с экспортом наблюдалось с сентября 2022 г. по февраль 2023 г. Из-за СВО на Украине некоторые европейские страны начали сокращать импорт этого топлива из России. В результате экспорт в 2022 г. упал на 11% до 3,45 млн т, а цены пошли вниз на фоне профицита на внутреннем рынке.
По словам Зубачевой, оценить, когда текущее падение цен на СУГ прекратится, пока сложно. Она допускает, что предстоящие летом ремонты на НПЗ и ГПЗ могут снизить профицит на российском рынке и цены перейдут к росту. Гришунин отмечает, что «потенциал дальнейшего снижения цен на СУГ невелик». Ликвидировать профицит на внутреннем рынке, по его оценке, позволит расширение экспортной инфраструктуры на востоке страны в этом году. К концу 2024 г. цены вернутся на уровень 25 000–30 000 руб./т, прогнозирует аналитик.
«Ведомости» направили запросы крупнейшим производителям СУГ.