01
апр.2020
Режим карантина может снизить спрос на бензин в России на две трети / Бороться за клиентов АЗС не планируют
01 апр.2020
Потребление бензина в России может упасть почти на 70% в апреле из-за эпидемии коронавируса. Такой прогноз даёт исследовательская группа «Петромаркет». Это произойдёт, если россиянам придётся весь месяц провести в режиме самоизоляции, в результате чего резко снизится использование личных автомобилей. В столице транспортный поток уже сократился вдвое. Скажется ли падение спроса на ценах на заправках — в материале NEWS.ru.
Текущая неделя указом президента Владимира Путина объявлена выходной, а всех граждан призвали оставаться дома. Между тем регионы России уходят не просто на длинные выходные, а в режим полной самоизоляции. Первыми его ввели Москва и Московская область — с 30 марта. За столицей последовали десятки других субъектов РФ, которые стали вводить аналогичные ограничения на передвижение жителей. Уже 31 марта режим строгой самоизоляции был объявлен в 26 регионах, и это число продолжает увеличиваться.
Россиянам разрешается покидать квартиру лишь по нескольким причинам: для обращения за медицинской помощью, поездок на работу (если сотрудник не освобождён от служебных обязанностей), совершения покупок в ближайшем магазине или аптеке, выноса мусора, выгула домашних животных. Отметим, большинство этих случаев не предполагает использование гражданами личного транспорта.
Столь радикальное и масштабное ограничение передвижения людей существенно снижает спрос на автобензин и дизтопливо на внутреннем рынке России, отмечают в ИГ «Петромаркет».
Интенсивность эксплуатации автобусов, по мнению специалистов, может снизиться на 50%, а грузового транспорта — лишь на 10%. Основным фактором поддержки грузового трафика будет сохранение объёмов торговли продуктами питания, а главной причиной снижения — сведение к минимуму торговли непродовольственными товарами.
В результате, если Россия проведёт весь апрель в карантине, потребление автобензина в этом месяце может снизиться на 69% по сравнению с апрелем 2019 года, прогнозируют в «Петромаркете». Спрос на дизель (с учётом конкурирующих с ним менее качественных видов топлива близкого фракционного состава) снизится на 12%. Если режим жёсткой самоизоляции будет отменён через две недели, потребление бензина в апреле может упасть на 40%, дизеля — на 7%.
Дизельное топливо использует коммерческая техника, которая в большинстве случаев не будет прекращать свою работу. Потребление бензина будет снижаться, потому что он используется в основном в личном транспорте, отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. По его словам, ещё до введения карантинных мер представители отрасли, работающие в Центральном федеральном округе, сообщали, что общий объём реализации горючего сократился в среднем на 12–15%.
Некоторое падение спроса на бензин подтверждает и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
По словам представителя отрасли, заправки пока работают, как и раньше, хотя и оказались в сложной ситуации.
Какое всё зелёное
Между тем сокращение транспортного потока уже ощутила на себе Москва. В половине девятого вечера 31 марта загруженность дорог составила 0 баллов из 10 возможных, передал ТАСС со ссылкой на данные портала «Яндекс.Пробки». Ранее в столичном департаменте транспорта сообщили, что дороги в Москве в утренний час пик стали на 75% свободнее, чем три недели назад. Поездки из области в столицу на личном транспорте сократились на 60%, передвижение по Москве на такси и каршеринге — на 64% и 61% соответственно. Общее количество транспорта на дорогах уменьшилось на 50%.
В условиях самоизоляции люди не пользуются автомобилями, отмечает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв. Вместо трёх-четырёх поездок в неделю — максимум одна, чтобы закупиться. Он полагает, что данный режим, плавно переходящий в полноценный карантин, скорее всего, продлится не одну неделю.
В результате, с учётом полноценного карантина, спрос на бензин действительно может упасть на вышеуказанные 69%, считает аналитик. По дизелю снижение будет меньше, в том числе благодаря началу сельскохозяйственной страды. Распахивать поля придётся, несмотря на эпидемию, уверен специалист.
Григорий Баженов полагает, что снижение спроса будет сильно отличаться в зависимости от региона и месторасположения заправок.
Застывшие ценники
Начало эпидемии пока особо не сказалось на розничных ценах на горючее. По данным Росстата, за первые три недели марта стоимость бензина в среднем по стране выросла на 2 копейки и достигла 44,94 рубля за литр. Дизель за это время подешевел на 9 копеек — до 48,05 рубля за литр.
Эксперты считают, что прогнозируемое резкое падение потребления горючего в апреле никак не скажется на стоимости бензина. Ни снижения, ни повышения не будет.
Он считает, что к повышению цен на заправках нынешняя ситуация также не приведёт. Во-первых, за этим пристально следят власти, во-вторых, в условиях падения спроса поднимать стоимость бензина нелогично. Если кто-то это сделает, от него уйдут те немногие покупатели, которые ещё остались, пояснил представитель НТС.
По его словам, главное для топливного рынка сейчас — снизить цены в оптовом сегменте, чтобы при неизменных ценах на АЗС позволить рознице иметь более высокую наценку. Однако снижение оптовых цен сдерживает демпфирующий механизм, из-за которого нефтяные компании вынуждены платить деньги в бюджет за поставку горючего на внутренний рынок.
Обвал цен на моторное топливо на рынке северо-западной Европы превратил демпфирующие надбавки в дополнительный гигантский налог, выплачиваемый российскими НПЗ, отмечают специалисты «Петромаркета». По их предварительным оценкам, мартовский демпфер для автобензина составит минус 12,7 тысячи рублей за тонну, для дизтоплива — минус 6,5 тысяч рублей. В результате российские производители за поставки в марте топлива на внутренний рынок заплатят своего рода «штраф» в размере более 58 млрд рублей. Это на 47,5 млрд больше аналогичных февральских выплат.
В среднем в апреле цены на бензин не будут расти по сравнению с мартовским уровнем, считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Григорий Баженов также не исключает, что каким-то АЗС, возможно, придётся на время остановить работу в условиях падающего спроса. При этом он отмечает, что в сложной ситуации сейчас оказались как независимые заправки, так и АЗС крупных нефтяных компаний, которые не могут компенсировать потери от продажи бензина за счёт поставок нефти.