Главная Новости Мы в СМИ

31 Июл.2021

Бензиноагент / Минэнерго предлагает запретить экспорт ради внутренних цен

Отчаявшись напугать нефтекомпании словесными интервенциями, Минэнерго официально запросило у правительства запрета на экспорт бензина. Эта мера призвана добиться устойчивого снижения оптовых цен с тем, чтобы замедлить повышение ценников на АЗС. Однако если дело дойдет до реального запрета, нефтекомпании, вероятнее всего, будут вынуждены либо перейти на экспорт нафты, а если и он будет запрещен — сократить переработку. В итоге вместо снижения цен внутренний рынок может столкнуться с нехваткой топлива.

Минэнерго запросило правительство РФ об ускоренном введении запрета экспорта бензина, заявил глава министерства Николай Шульгинов. Минэнерго взяло текущую неделю на раздумья по поводу запуска данного механизма, который, по мнению министерства, позволит стабилизировать стоимость бензина на внутреннем рынке, достигавшую рекордных значений на бирже. Предполагалось, что предложение об эмбарго на экспорт бензина будет принято на основании динамики биржевых цен на топливо. В секретариате профильного вице-премьера Александра Новака отказались от дополнительных комментариев, а сам чиновник сказал, что предложение будет рассматриваться.

Основными экспортерами бензина являются Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», Орский НПЗ «Фортеинвеста», «Газпром нефтехим Салават», Ангарский НПЗ «Роснефти», Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа, Омский НПЗ «Газпром нефти».

Минэнерго неоднократно пугало нефтекомпании запретом экспорта бензина, пытаясь тем самым заставить их снизить цены на бирже (см. “Ъ” от 23 июля). Тем не менее 30 июля биржевые котировки возобновили рост: Аи-92 и Аи-95 увеличились в цене на 0,17% и 0,23%, до 57,4 тыс. руб. и 59 тыс. руб. за тонну соответственно. Рост цен на топливо вызван увеличением мировых нефтяных котировок нефти и ослаблением курса рубля к доллару: в таком случае рентабельность экспорта увеличивается. Кроме того, летний сезон отпусков в условиях в значительной степени ограниченного зарубежного авиасообщения также сопровождается повышенным спросом на бензин. Наконец, некоторые НПЗ еще продолжают ремонтные работы.

Собеседники “Ъ” в отрасли изначально скептически оценивали шансы на то, что правительство все-таки пойдет на запрет экспорта. Последний раз столь серьезные ограничения вводились в 2011 году в виде заградительной экспортной пошлины на бензин и нафту в размере 90% от пошлины на нефть.

В разгар топливного кризиса 2018 года аналогичный механизм обсуждался, но в итоге правительство решило ограничиться соглашениями с нефтекомпаниями о заморозке цен на топливо. Такие же соглашения сейчас рассматриваются в качестве одной из мер по стабилизации ситуации на рынке.

Минэнерго пытается сдержать рост розничных цен на топливо в рамках инфляции, и пока это не удается: по данным Росстата, с начала года бензин подорожал на 5,2% (в том числе на 0,7% с 1 по 26 июля), тогда как накопленная потребительская инфляция составила 4,6%. Причина роста цен на АЗС состоит в том, что высокие оптовые цены, увеличившиеся с начала года на 20–25%, «съедают» маржу заправок и вынуждают их повышать конечные цены. Сейчас маржинальность сбытового бизнеса крайне низкая: по данным Refinitiv, в европейской части РФ маржа заправок составляет в среднем 2,7% при продаже Аи-92 и 5,8% при продаже Аи-95, что не позволяет покрывать даже накладные расходы. Такое положение не столь критично для заправок нефтяных компаний, но может привести к закрытию независимых АЗС.

В то же время запрет экспорта бензина, хотя и больно ударит по доходам НПЗ, едва ли приведет к существенному снижению внутренних цен.

Так, если правительство разрешит экспорт прямогонного бензина (нафты), то нефтекомпании просто перейдут на ее выпуск, снизив производство товарного топлива. Если же будет запрещен и вывоз нафты, то, как отмечали эксперты «Петромаркета», в стране будет «заперто» примерно 1,75 млн тонн в месяц прямогонного бензина и порядка 50 тыс. тонн бензина газового стабильного. При этом месячная потребность внутреннего рынка РФ в нафте ограничена мощностями пиролиза нефтехимических предприятий, перерабатывающих именно это сырье, и составляет порядка 400–600 тыс. тонн. Отсутствие возможности хоть куда-то «пристроить» избыточную нафту не оставит производителям никакого иного выхода, кроме как сократить объемы переработки нефти, замечают в «Петромаркете», что может привести к снижению загрузки НПЗ в России на 8,5 млн тонн в месяц. Такой сценарий может вслед за падением выпуска привести к сокращению поставок бензина на внутренний рынок, то есть создаст предпосылки не для снижения цен на топливо, а для его нехватки.

Источник: Коммерсантъ
Читайте также
Экспорт СУГ в этом году может превысить уровень 2021 года / Ключевыми покупателями становятся Китай, Польша и Афганистан
18 Сен.2023
Мы в СМИ
Экспорт СУГ в этом году может превысить уровень 2021 года / Ключевыми покупателями становятся Китай, Польша и Афганистан
Запрет "серого" экспорта топлива поможет закончить уборку урожая
07 Сен.2023
Мы в СМИ
Запрет "серого" экспорта топлива поможет закончить уборку урожая
Нефтяники получили из бюджета в августе более 180 млрд рублей по демпферу / Но есть риск, что в сентябре компании полностью лишатся выплат
06 Сен.2023
Мы в СМИ
Нефтяники получили из бюджета в августе более 180 млрд рублей по демпферу / Но есть риск, что в сентябре компании полностью лишатся выплат
Эксперты заявили, что нефтяники могут не получить выплату по демпферу за сентябрь / Причиной может послужить сохранение текущей ситуации на рынке и правил расчета, сообщили в исследовательской группе "Петромаркет"
05 Сен.2023
Мы в СМИ
Эксперты заявили, что нефтяники могут не получить выплату по демпферу за сентябрь / Причиной может послужить сохранение текущей ситуации на рынке и правил расчета, сообщили в исследовательской группе "Петромаркет"
Эксперт назвал причину перебоев с топливом в некоторых регионах России
02 Сен.2023
Мы в СМИ
Эксперт назвал причину перебоев с топливом в некоторых регионах России
Моторное топливо на бирже начало дешеветь / Пока существенно упала только цена на пропан-бутан
28 Июн.2023
Мы в СМИ
Моторное топливо на бирже начало дешеветь / Пока существенно упала только цена на пропан-бутан
Украина оставляет Польшу без СУГ / Дефицит нормативного топлива может сформироваться уже к концу мая
23 Май.2023
Мы в СМИ
Украина оставляет Польшу без СУГ / Дефицит нормативного топлива может сформироваться уже к концу мая
Эксперт сообщила, что корректировка демпфера может привести к снижению маржи НПЗ / Она может составить до 4-7 тыс. рублей за тонну, заявила консультант группы "Петромаркет" Мария Арье
04 Май.2023
Мы в СМИ
Эксперт сообщила, что корректировка демпфера может привести к снижению маржи НПЗ / Она может составить до 4-7 тыс. рублей за тонну, заявила консультант группы "Петромаркет" Мария Арье
Апрельская корректировка демпфера: маржа переработки на высоких уровнях, выплаты нефтяникам 100 млрд руб.
03 Май.2023
Мы в СМИ
Апрельская корректировка демпфера: маржа переработки на высоких уровнях, выплаты нефтяникам 100 млрд руб.
СУГ на бирже подорожали втрое / Эксперты связывают это с ажиотажным спросом в преддверии ремонтов на НПЗ
23 Мар.2023
Мы в СМИ
СУГ на бирже подорожали втрое / Эксперты связывают это с ажиотажным спросом в преддверии ремонтов на НПЗ

© 2023 ООО «ИГ «Петромаркет»

Rus Eng
  • Главная
  • О компании

    • Основное
    • Сотрудники
    • Вакансии
  • Деятельность

    • IT-решения и базы данных
    • Отраслевой консалтинг
    • Ценовое котирование
    • Исследования нефтегазовых рынков
  • Пресс-центр

    • Новости
    • Публикации
  • Контакты






Отправить заявку
* поля обязательные для заполнения
Удалить
Связаться с нами
* поля обязательные для заполнения
Удалить
Заинтересовались изданием «Топливный рынок России»?
Заполните заявку, и мы рассмотрим возможность включения Вас в рассылку.